Социальное обслуживание граждан – новые правила

Процесс старения населения обуславливает необходимость принятия мер, направленных как на усиление медицинской и социальной защищенности пожилых граждан, так и на создание им условий для активного участия в жизни общества. Россия — страна со сложной медико-демографической ситуацией, высокой средней долей пожилых людей в составе населения, которые формируют устойчивый спрос на социальные услуги. И в обозримом будущем он будет возрастать. Это объясняется наличием групп пожилых людей с особыми потребностями: инвалидов пожилого возраста (5,3 млн. человек), лиц старше 70 лет (12,5 млн. человек), долгожителей (около 18 тыс. человек от 100 лет и старше), одиноких длительно болеющих пожилых людей, пожилых жителей отдаленных сельских районов (около 4 млн. человек). Весьма актуальным является вступление в силу с 1 января 2015 года нового Федерального закона №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» от 28.12.2013г., который вводит инновационные механизмы в систему социального обслуживания и развитие рынка социальных услуг. Создание в российских регионах управляемого сетевого рынка социальных услуг на основе ГЧП призвано повысить качество социального обслуживания населения и обеспечить широкий спектр предоставляемых услуг в соответствии с запросами потребителей.

Новый Федеральный закон №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» от 28.12.2013г. вступил в силу 1 января 2015 года. В нем устанавливаются обновленные правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в России. На сегодняшний день в стране уже действует ряд законов, направленных на социальную поддержку определенных слоев и групп населения. Рассмотрим, какие новшества устанавливает в социальной сфере указанный закон.

Социальным обслуживанием граждан является деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам, осуществляемая поставщиками соц. услуг (юридическими лицами или ИП, осуществляющими соц. обслуживание).

Получить социальную услугу может любой   гражданин,   признанный   нуждающимся   в   соц.   обслуживании.

В законе указывается, что социальной услугой может являться постоянная, периодическая или разовая помощь, в том числе и срочная, гражданину, в целях улучшения условий его жизнедеятельности и/или расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности. Социальные услуги могут предоставляться как бесплатно, так и за плату (полную или частичную).

Устанавливаются следующие виды социальных услуг:

— бытовые – для поддержания жизнедеятельности получателей социальных услуг (далее – получателя услуг) в быту;

— медицинские – их цель – сохранение здоровья получателей услуг (организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за состоянием здоровья);

— психологические – т.е. оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей услуг для адаптации в социальной среде (оказание психологической помощи — телефон доверия);

— педагогические – связанные с профилактикой отклонений в поведении и развитии личности получателей услуг, формирование у них позитивных интересов, организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;

— трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других трудовых вопросов;

— правовые – т.е. помощь в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей услуг;

— услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей- инвалидов;

— срочные социальные услуги (бесплатное горячее питание, обувь, одежда и т.д.).

 

В соответствии с требованиями Федерального закона №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» в части формирования, ведения и предоставления необходимой информации гражданам-потребителям услуг должны быть сформированы:

— реестр поставщиков социальных услуг;

— регистр получателей социальных услуг.

 

Регистр получателей социальных услуг формируется в субъекте Российской Федерации на основании данных, предоставляемых поставщиками социальных услуг.

Социальные услуги предоставляются получателям в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной форме или в стационарной форме. Все получатели услуг вносятся в соответствующий регистр, а поставщики – в соответствующий реестр.

Правом на получение социального обслуживания обладают граждане:

— полностью/частично утратившие способность к самообслуживанию и

— самостоятельному обеспечению жизненных потребностей;

— имеющие в семье инвалида;

— имеющие детей, испытывающих трудности в социальной адаптации;

— при отсутствии возможности обеспечения ухода за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;

— при наличии внутрисемейного конфликта (по различным основаниям);

— при отсутствии определенного места жительства, работы и средств к существованию;

— иные обстоятельства, в соответствии с региональными законами.

 

Глава 3, указанного ФЗ-№442, устанавливает основные права и обязанности получателя услуг. Так, в частности, среди прав можно выделить право на получение бесплатной информации о видах социальных услуг и условиях их получения, право выбора поставщика услуг, право участвовать в составлении индивидуальных программ помощи и т.д.

К основным обязанностям получателей услуг относятся:

— предоставление сведений и документов, необходимых для предоставления соц. услуг;

— информирование поставщиков услуг об изменении обстоятельств, связанных с предоставлением соц. услуг;

— соблюдение условий договора о предоставлении соц. услуг.

 

 

Основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания является заявление гражданина, поданное в уполномоченные орган. Заявление рассматривается в течение 5 дней (о предоставлении срочных соц. услуг – немедленно). При положительном решении, производится разработка индивидуальной программы для получателя услуг. Данная программа является обязательной для поставщика социальных услуг и подлежит пересмотру раз в три года, с учетом реализованных результатов.

Социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключенному между поставщиком соц. услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику соц. услуг.

Как уже говорилось выше, социальные услуги могут предоставляться как за плату, так и бесплатно. Бесплатно данные услуги предоставляются:

— несовершеннолетним детям;

— лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;

— если на дату обращения среднедушевой доход получателя услуг, ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленной законом субъекта РФ;

— в иных случаях, на основании региональных нормативно-правовых актов.

 

В остальных случаях, соц. услуги предоставляются за плату или за частичную плату. Размер ежемесячной платы рассчитывается исходя из формы услуги и таких величин как тарифы на соц. услуги, среднедушевой доход получателя услуги, величина прожиточного минимума в регионе. Плата за предоставление соц. услуг производится в соответствии с договором о предоставлении соц. услуг.